Опыт решения проблем эвакуации и переселения пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы в сжатые сроки и в трудных условиях представляет несомненный интерес для мировой общественности. Отдавая дань тем огромным усилиям, которые пришлось приложить для решения этих проблем, нельзя не отметить ряд серьезных уроков, которые не следует забывать. 1. Эвакуация и переселение людей в связи с возможными крупными техногенными катастрофами и стихийными бедствиями, как и все остальные мероприятия по смягчению или ликвидации их последствий, должны заблаговременно и тщательно планироваться, всесторонне подготавливаться, а готовность к проведению их периодически проверяться.
2. Планированию или бесплановому проведению эвакуации и переселения должна предшествовать тщательная экологическая, медико-биологическая и морально-психологическая оценка условий в местах переселения и возможных последствий таких действий.
Игнорирование такой оценки в период после Чернобыльской катастрофы привело к серьезным просчетам: из-за недооценки местных экологических, природных и социально-экономических условий были допущены ошибки в выборе мест нового строительства, новых поселений, особенно Славутича; несвоевременно была учтена динамика изменения условий формирования коллективной дозы облучения, в том числе постепенное увеличение доли внутреннего облучения, что обусловило переоценку в ряде случаев необходимости эвакуации и переселения и недооценку проблем обеспечения чистыми продуктами питания, а также медицинского и социально-бытового обслуживания.
Анализ обеспечения жильем переселенцев показал что из построенных домов более 500 к осени 1986 г. не были заселены и постепенно разрушались. Так, в с. Червоное Яготинского р-на Киевской обл. из 65 домов на 1 июня 1988 г. не было заселено 40, а в с.Супоевка этого же района из 140 не заселено 53. Одними из основных причин этого были низкое качество построенного жилья, неудовлетворительные социальные условия жизни, отсутствие рабочих мест для новоселов в этих
населенных пунктах.
Большие недостатки выявились и в распределении жилья, построенного для эвакуированных. При обследовании условий жизни 27,8 тыс. человек, проживающих в домах для эвакуированных, оказалось, что часть из них не имеет никакого отношения к этой категории жителей. Это люди из других, чистых населенных пунктов Украины и России, а также местные жители, которые улучшили свои жилищные условия.
Начался обратный процесс - часть людей стала возвращаться в зону отчуждения. Весной 1987 г. в зоне отчуждения насчитывалось 900 "самоселов". На 1 сентября 1988 г. в этой зоне проживало уже около 1200 человек на территории Украины и примерно 6500 человек на территории Беларуси.
По данным анкетирования, проведенного весной 1992 г., подавляющее число "самоселов" (около 80 % ) - это люди старше 60 лет, пенсионеры, из них 12 инвалидов Великой Отечественной войны и 18 инвалидов труда. Население допенсионного возраста работает в Чернобыле, в поселке Зеленый Мыс, а также в колхозах, прилегающих к зоне отчуждения.
Возвратившись в свои дома, "самоселы" ведут натуральное хозяйство и почти не выезжают за пределы зоны. Они обеспечивают себя продуктами питания, пользуясь услугами автолавок, которые 1-2 раза в неделю привозят им хлеб, молоко и другие продукты первой необходимости. Содержат на своих наделах птицу и поросят, многие имеют коров. Число женщин, возвратившихся в зону отчуждения, в два раза превышает число мужчин. В селах Ильинцы и Лубянка постоянно проживают несколько семей с детьми. Во время летних каникул количество детей в селах зоны значительно увеличивается. Основными причинами возвращения населения являются:
неудовлетворенность полученным жильем (построенные в быстром темпе дома оказались в значительной степени сырыми и холодными, просели фундаменты, образовались трещины);
поселение нескольких семей в домах с общей кухней, что привело к потере чувства хозяина и возникновению психологического напряжения и дискомфорта; неудовлетворенность природными особенностями новых мест проживания (отсутствие сада, реки, леса, низкое плодородие почвы и т.д.); подселение эвакуированных в другие семьи в связи с несвоевременным строительством жилья.